Лимитированные затраты. Зимнее удорожание.

Лимитированные затраты. Зимнее удорожание.

Название «Лимитированные затраты» мне не слишком нравится. Оно совершенно не очевидно и определение не отражает содержания. Но что делать. Мы привыкли к странностям «сметного языка» и не замечаем подобных странностей.

Что такое «Лимитированные затраты» и в чем они выражаются?

Всё, что входит в этот сметный раздел обычно выражается в процентах от соответствующего элемента сметной стоимости. Стало яснее? Ну... Да, как-то не очень.

Будет еще менее ясно, когда дело коснется непредвиденных расходов. Они считаются в процентах на общую стоимость строительства.  Вот тут я согласен, зачем придумывать среднепотолочные значения по каждому элементу сметной стоимости для того, что невозможно предвидеть. Лучше один раз отмучиться и не давать тренированной математикой совести лишних поводов для угрызений.

В большинстве случаев специалисты-сметчики идут от частного к общему. Не слишком углубляясь в тонкости определений и упражнений в бюрократическом языке они предпочитают более практический подход.

Что обычно подразумевается под лимитированными затратами?

Достаточно помнить о «трех китах»:

  • ·         Зимнее удорожание строительства

  • ·         Возведение временных зданий и сооружений

  • ·         Непредвиденные или накладные работы и расходы

Последний пункт мой любимый. Почему было не назвать всё накладными расходами, а не придумывать ещё и «лимитируемые» - остается для меня страшной тайной.

Сегодня поговорим о «первом ките».

Зимнее удорожание строительства

Увеличение стоимости СМР при низких температурах вполне объяснимы. А теперь вспомним, в какой стране мы живем. Картинка ниже показывает карту вечной мерзлоты. 65% всей территории России находится в ней. Замечу также, что там, где эта мерзлота не «вечная» там тоже далеко не тропики и зимой со снегом и льдом более чем в порядке.

Карта вечной мерзлоты в России

Что же конкретно увеличивает зимнее удорожание в «лимитированных затратах»

Производительность труда рабочих

Просто падает производительность труда.
Нужно большее количество перерывов, чтобы банально отогреться.
Работать в теплой одежде, где стеснены движения – та еще радость, что, явно не увеличивает скорость проведения строительных операций.

Ухудшение видимости в снегопад относим туда же. Представьте работу крановщика. Думаю, вопросов к процентам увеличения стоимости СМР станет гораздо меньше.

Теперь вспомним все свои непарламентские выражения, когда нам приходится чистить снег утром со своей машины перед поездкой в офис. А представьте, что это бульдозер или экскаватор. И снега не 10 см, а метр и больше. И чтобы работать на подмостках на высоте несколько этажей, хотелось бы, чтобы под ногами был не лед, а более устойчивая и уместная поверхность. Это всё нужно чистить, скалывать, складировать. Отсюда и складываются «лимитированные затраты».

Техника и лимитированные затраты

Ладно, с рабочими понятно. Но это только начало. Перейдем к технике. Её нужно прогревать, заправлять соответствующими видами топлива. Потребляет строительная техника и при комфортной температуре немало, а вот в мороз её аппетит уж совсем нельзя назвать скромным.

И вот здесь мы вплотную подходим к «зимним технологиям строительства», к примеру: Рыхление мерзлого грунта разительно отличается от того же процесса в июне средней полосы и, конечно, не в сторону удешевления.

Простое перечисление проблем, которые приносят в данной теме работы при низких температурах в зимнее время может повергнуть в уныние:

Застывание бетона и раствора при отрицательных температурах отдельный разговор. Значит нужны быстротвердеющие. И к гадалке не ходи, стоят они почему-то дороже обычных. Даже странно, почему.

Или добавляем специальную химию в бетоны и растворы. Опять расходы и снова «лимитированные».

Ну и вишенка на торте в данном разделе: Электроподогрев всего, что можно только представить.

Греют грунт, греют бетонные конструкции, греют материалы и изделия перед использованием. Эти странные производители материалов почему-то упорно не делают возможным их использование в мороз.

Про временные водопроводы – тут никуда не денешься. Вода на стройке необходима в больших количествах. Но она имеет дурную привычку замерзать в трубах и разрывать их в клочья. То есть, водопровод тоже греем. Значит, учитывать это немалое количество кВт часов тоже придется. Где? Правильно, в «лимитированных затратах».

Да, недаром зимнее удорожание стоит первым пунктом во всех нормативных документах описывающих «лимитированные затраты».

Как ничего не забыть, правильно и корректно внести все затраты. Получить все необходимые сметные документы?

Просто попробуйте наш веб сервис
ГСС-Онлайн
Там вы найдете всё что нужно для сметчика. В большинстве случаев, это для вас будет бесплатно.